Роль Генерального Секретаря ООН

назад

Будучи в равной мере дипломатом и поборником прав, гражданским служащим и главным административным должностным лицом, Генеральный секретарь является символом идеалов Организации Объединенных Наций и выразителем интересов народов мира, в частности неимущих и уязвимых слоев населения. Нынешним, седьмым по счету, Генеральным секретарем является г-н Кофи Аннан, Гана, который приступил к исполнению своих обязанностей 1 января 1997 года.

В Уставе Генеральный секретарь именуется «главным административным должностным лицом» Организации, которое действует в этом качестве и выполняет «такие другие функции, какие возлагаются» на него Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом и другими органами Организации Объединенных Наций.

Устав уполномочивает также Генерального секретаря «доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Эти положения определяют полномочия лица, занимающего эту должность, одновременно обеспечивают ему широкие возможности для деятельности. Генеральный секретарь не справился бы со своими обязанностями, если бы он не учитывал интересы государств-членов, однако он должен также поддерживать ценности и моральный авторитет Организации Объединенных Наций и выступать и действовать в защиту мира, даже время от времени рискуя оспаривать мнения этих государств-членов или не соглашаться с ними.

Такие «творческие трения» характерны для повседневной работы Генерального секретаря, которая включает в себя участие в заседаниях органов Организации Объединенных Наций; проведение консультаций с мировыми лидерами, государственными должностными лицами и другими представителями; и поездки по всему миру в целях поддержания контактов с населением государств-членов и ознакомления с широким кругом вопросов, вызывающих озабоченность у международного сообщества, которые значатся в повестке дня Организации. Ежегодно Генеральный секретарь представляет доклад о работе Организации, в котором дается оценка ее деятельности и излагаются приоритетные задачи на будущее. Генеральный секретарь также является Председателем Координационного совета руководителей системы ООН, который созывается дважды в год.

Некоторые функции Генерального секретаря:

• привлекать внимание Совета Безопасно-сти к любой проблеме, которая, по мнению Генерального секретаря, может создавать угрозу для международного мира;
• предлагать Генеральной Ассамблее или любым другим органам Организации Объединенных Наций вопросы для обсуждения;
• действовать в качестве «арбитра» в спорах между государствами-членами.

Одним из наиболее важных направлений деятельности Генерального секретаря является использование его «добрых услуг» — шагов, предпринимаемых как публично, так и в конфиденциальном порядке на основе его независимости, беспристрастности и добросовестности для предотвращения возникновения, эскалации или расширения масштабов международных споров. После того как г-н Аннан стал Генеральным секретарем, он использовал свои добрые услуги в самых различных ситуациях, в том числе на Кипре, в Восточном Тиморе, Ираке, Ливии, в Нигерии и Западной Сахаре.

Кроме того, каждый Генеральный секретарь определяет свою роль с учетом особенностей периода его пребывания в этой должности. Усилия г-на Аннана были сосредоточены на следующих областях:

Реформа. Вскоре после своего вступления в должность г-н Аннан предложил комплекс радикальных реформ, призванных содействовать обеспечению того, чтобы Организация Объединенных Наций соответствовала требованиям времени и адаптировала свою деятельность с учетом новой эры глобализации.

Мероприятия по реформе Организации, относящиеся к сфере полномочий Генерального секретаря, были в значительной мере осуществлены или же осуществляются в настоящее время. По своему характеру эти мероприятия являются как административными, как, например, бюджет с нулевым ростом и целенаправленные усилия по совершенствованию практики управления, так и организационными мероприятиями, в которых основной упор делается на обеспечение того, чтобы Организация Объединенных Наций могла принимать более эффективные меры в связи с возрастающими требованиями, которые к ней предъявляются, особенно в таких областях, как развитие и поддержание мира.

Для оказания помощи Генеральному секретарю в выполнении многочисленных функций на этом посту была учреждена новая должность первого заместителя Генерального секретаря. Первым, кто занял эту должность, является г-жа Луиза Фрешет, которая до ее назначения в 1998 году занимала пост заместителя министра обороны Канады.

Одновременно Генеральная Ассамблея продолжала рассматривать ряд относящихся к сфере ее полномочий вопросов, касающихся институциональных преобразований, включая членский состав и структуру Совета Безопасности, методы финансирования Организации и повышение эффективности взаимодействия в рамках широкой системы специализированных учреждений Организации Объединенных Наций.

Африка. Генеральный секретарь стремился уделять неослабное внимание Африке и обеспечивать мобилизацию международной поддержки для усилий стран Африки, с тем чтобы создать возможности для достижения мира и более высоких уровней развития. Его подход отражен в докладе 1998 года «Причины конфликтов и содействие обеспечению прочного мира и устойчивого развития в Африке», в котором содержится всеобъемлющий комплекс «реальных и достижимых» мер, направленных на сокращение политической напряженности и масштабов насилия в африканских государствах и между ними, а также на решение таких ключевых вопросов развития, как задолженность, управление и распространение заболеваний, таких, как СПИД.

Операции по поддержанию мира. В 90-х годах резко возросли масштабы миротворческой деятельности и деятельности по поддержанию мира Организации Объединенных Наций и коренным образом изменился сам характер конфликтов: прежде всего, уменьшилось число конфликтов между государствами и возросли частотность возникновения и степень жестокости конфликтов в государствах. Непростой опыт, накопленный в деле реагирования на подобные сложные гуманитарные чрезвычайные ситуации, побудил Генерального секретаря уделять особое внимание обеспечению того, чтобы Организация Объединенных Наций в случае получения ею просьбы о проведении операции по поддержанию мира была в полной мере готова сделать это — как в военном и финансовом, так и в политическом отношениях.

Помимо мер, предусмотренных в плане реформы, этим усилиям способствовали три ключевых доклада.

Первым докладом, испрошенным Генеральной Ассамблеей и представленным Генеральным секретарем в ноябре 1999 года, был доклад Генерального секретаря, в котором рассматривались зверства, совершенные в отношении боснийских мусульман в 1995 году в Сребренице, объявленной Организацией Объединенных Наций «безопасным районом».

Второй доклад, подготовленный по просьбе Генерального секретаря и представленный в декабре 1999 года, представлял собой независимое расследование действий Организации Объединенных Наций во время геноцида в Руанде в 1994 году, проведенное под руководством бывшего премьер-министра Швеции Ингвара Карлссона.

Третий доклад, подготовленный в августе 2000 года назначенной Генеральным секретарем группой высокого уровня под председательством бывшего министра иностранных дел Алжира Лахдара Брахими, был посвящен всеобъемлющему обзору деятельности Организации Объединенных Наций по подержанию мира и безопасности. В этом докладе, цель которого заключалась в выработке выводов на будущее на основе двух других докладов, изложены всесторонние рекомендации для Секретариата и государств-членов, прежде всего тех из них, кто входит в состав Совета Безопасности. Генеральный секретарь приступил к выполнению рекомендаций, относящихся к сфере его ведения, а другие рекомендации должны быть утверждены и поддержаны директивными органами Организации Объединенных Наций.

«Глобальный договор». В январе 1999 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Швейцария, Генеральный секретарь предложил заключить «Глобальный договор» между Организацией Объединенных Наций и международными деловыми кругами. Цель договора заключается в обеспечении того, чтобы народы мира могли пользоваться преимуществами глобализации и чтобы функционирование глобального рынка определялось такими ценностями и практикой, которые имеют основополагающее значение для удовлетворения социально-экономических потребностей. В основе договора лежат девять ключевых принципов, заимствованных из Всеобщей декларации прав человека, основополагающие принципы Международной организации труда, определяющие право на труд, и принципов Рио-де-Жанейро, касающихся окружающей среды и развития, которые пользуются всеобщей поддержкой среди правительств стран мира.

Генеральный секретарь обратился к предприятиям частного сектора учитывать эти принципы и использовать их в корпоративной практике. Кроме того, он настоятельно рекомендует руководителям организаций, занимающихся вопросами труда, и организаций гражданского общества стать участниками Договора и использовать его в качестве форума для проведения диалога по различным спорным вопросам, связанным с глобализацией и развитием. Первая встреча, в работе которой приняли участие руководители всех трех секторов, состоялась в июле 2000 года.

Доклад Тысячелетия В апреле 2000 года, в ходе подготовки к Саммиту тысячелетия, который состоялся в сентябре 2002 года, и считался самой значительной встречей глав государств и правительств, был издан Доклад Генерального секретаря «Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в ХХI веке». Доклад дает самое яркое представление о миссии ООН за всю ее 55-летнюю историю и призывает государства-члены обратить свои усилия на действия по уничтожению бедности и неравенства, усовершенствованию системы образования, снижению заболеваний ВИЧ/СПИДа, охране окружающей среды и защите народов от конфликтов и насилия. Особое внимание в Докладе Генерального секретаря посвящено глобализации, которая по его мнению является движущей силой, предоставляющей возможности и бросающей вызов народам. Она должна стать позитивной силой для всех.

Как назначается Генеральный секретарь?

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Поэтому любой из пяти постоянных членов Совета Безопасности мо-жет наложить вето на предлагаемую кандидатуру на должность Генерального секретаря.

Г-н Кофи Аннан — седьмой Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций — вступил в свою должность 1 января 1997 года. Его предшественниками были:

• Бутрос Бутрос-Гали (Египет), занимавший эту должность с января 1992 года по декабрь 1996 года;
• Хавьер Перес де Куэльяр (Перу) являлся Генеральным секретарем с января 1982 года по декабрь 1991 года;
• Курт Вальдхайм (Австрия) занимал эту должность с января 1972 года по декабрь 1981 года;
• У Тан (Бирма, в настоящее время Мьянма), занимавший эту должность с ноября 1961 года, когда он был назначен исполняющим обязанности Генерального секретаря (официально он был назначен Генеральным секретарем в ноябре 1962 года) по декабрь 1971 года;
• Даг Хаммаршельд (Швеция) выполнял функции Генерального секретаря с апреля 1953 года до момента его гибели в авиационной катастрофе в Африке в сентябре 1961 года;
• Трюгве Ли (Норвегия) занимавший эту должность с февраля 1946 года до его выхода в отставку в ноябре 1952 года.